Ахтарьянова Альфия Вакильевна, старший воспитатель

Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова)»

Проектная работа

«Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста" (О.С. Ушакова)»


                                Работа выполнена страшим воспитателем 

                                МБДОУ детский сад "Сказка" с.Красная Горка 

                               МР НУримановский район РБ

                               Ахтарьяновой  А.В.

 

Содержание

Введение

1ч. Теоретические основы по технологии комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова)

2ч. Практическая часть

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.

Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникационными способностями. Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью. (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет») 

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

С каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Дети не могут составить рассказ даже с помощью логопеда. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка.

Таким образом, появилась необходимость выделить технологию, которая способствовала бы формированию у детей умения связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Цель

Выделить технологию, которая способствовала бы формированию у детей умения связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств

Задачи

1.Теоретически обосновать технологию комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста.

2.Разработать конспекты занятий по формированию у детей связной речи через технологию комплексного подхода О. С. Ушаковой

I. Теоретические основы по технологии комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова)

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие связной монологической речи в целом.

Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируются и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнений на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений, в воспитании звуковой культуры речи – работа над интонацией.

Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему: времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, ознакомление с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. Подобный постепенный переход от выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным. Формирование коммуникативной компетентности включает следующее компоненты: знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.

Развитие речи и речевого общения значительной мере обусловлено национальной чувствительности ребенка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, в силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающей.

Таким образом, развитие языковой способности тесно связано с понятием «культура речи» (владение нормами устного и письменного литературного языка и умения ими пользоваться в соответствии с целями и речевой ситуации).

Существенную роль играет воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие указывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества, а также содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы как рассказывание совместно группами («командами»), предполагают умение договариваться между собой в случае необходимости товарищу, уступать ему и так далее.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, к развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Итак, высокий уровень развития речи дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- развитую культуру общения, умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять, подавать реплики;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным.

В программе представлены основные направления работы по развитию речи дошкольников.

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Конспект

организованной  образовательной деятельности

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа на тему: «Зима»

Образовательная деятельность: речевое развитие

Тема: составление описательного рассказа на тему «Зима»

Интеграция: художественно-эстетическое развитие

Цель: развитие навыков творческого рассказывания.
Задачи:

а) образовательные: связная речь. Учить детей при описании событий указывать время действий с использованием разных типов предложений (простых и сложных).

Словарь. Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным.

Грамматика. Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); при помощи игры «Живые  слова» учить детей отвечать на вопросы, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку.

Звуковая культура речи. Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц»  и «ч»; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова.

б) развивающие: развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».

в) воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятия и произведений  изобразительного искусства и музыкальных произведений.

Предварительная работа:
• рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»,
• просмотр слайдов по теме занятия,
• рисование, аппликация на тему «Зима»
• наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,
• беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
• экскурсия в зимний лес,
• экспериментирование с водой, снегом и льдом ,
• чтение рассказов о зиме,
• повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.

Средства:
• выставка репродукций картин И. И. Шишкин "Зима", «Зима в лесу» («Иней»), В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»;
• выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
• схемы составления рассказа (несколько вариантов);
• магнитофон, аудиозапись Классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;
• маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка;
• блокнот и ручка для записей рассказов. 

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок  музыкального произведения из цикла «Времена года» А.Вивальди. Что вы представляете, слушая это произведение? (зимний лес, снежные шапки деревьев, искрящийся на солнце снег). Пожалуй, из всех времён года только зима обладает такой волшебной силой и красотой. Посмотрите, как изображают зиму художники(рассматривают репродукции картин). Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года?

Дети: Зимой холодно, мороз, идет снег.

В.: Какой снег зимой? Когда идем по снегу, что с ним происходит?

Д.: Хрустит, скрипит.

В.: Какая погода бывает зимой?

Д.: Холодная, снежная.

В.: Что происходит зимой с деревьями?

Д.: Они отдыхают, спят.

В.: Как живется зимой птицам и зверям? Как люди должны помогать птицам зимой?

Д.: Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать. 

В.: Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

Д.: Снежная, морозная, вьюжная, красивая.

Придумывание рассказа о зиме.

В.: А сейчас придумайте рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце,  какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге. Сегодня я запишу ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в Уголок родителей, чтобы они знали, что вы делаете на занятиях. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать. (Рассказывает двое-трое детей.) Во время рассказывания воспитатель дает детям понять, успевает ли он записывать, побуждая их говорить медленнее. Педагог выясняет у ребят, чей рассказ они хотят поместить в «Уголок родителей».

Физминутка.

В.:  Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) -  ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями.

В.: Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. Послушайте и догадайтесь, о чем  я буду говорить – о зиме или о снеге. Падает пушистый белый… Про что я сказала?

Д.: Про снег.

В.: Что я сказала про снег?

Д.: Падает пушистый белый снег.

В.: Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу?

Д.: Да

Игра «Живые слова».

В.: Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.) Теперь вы необычные дети, а дети – слова. Ты, Аня, - слово деревья. Какое ты слово, Аня? Скажи громко.

А.: Деревья

В.: Каким словом стала Аня?

Д.: Деревья

В.: Арина – слово покрыты. А Саша – слово снегом. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам»  и всей группе.)

В.: Наши «слова» стоят по порядку, слева-направо. Аня скажет свое слово и даст руку Арине, потом Арина скажет свое слово и даст руку Саше, последним слово скажет Саша. А все будут слушать. Начали.

Про что сказали эти «слова»?

Д.: Про деревья.

В.: Что они сказали про деревья?

Д.: Деревья покрыты снегом.

В.: Какое первое слово? Какое второе  и третье? Какое слово Арина? Покажи слово «снегом».

В.: Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова» ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, «слова» расходятся по группе.)

В.: «Слова» наши ушли. Вы хорошо запомнили их?

Д.: Да

В.: Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? Какое слово Аня? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.) Правильно. Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – «слова» подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно встали наши «слова».  Называйте свои «слова». (Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили слово и брали за руку рядом стоящего. Если дети-«слова» ошибутся, их исправляют дети с мест.)

В.: Саша скажи громко, какое ты слово?

С.: Снегом

В.: Правильно, ты слово снегом. (Предлагает слову снегом сесть на место). Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? Д.: Деревья покрыты.

В.: Давайте проверим.  «Слова», назовите себя. (Слово покрыты тоже садится на место.) Какое слово у нас осталось?

Д.: Деревья.

В.: Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра?

Д.: Потому что «словами» были дети

В.: Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть.

В.: А теперь послушайте маленькое стихотворение, которое называется «Курица и цыплята».

    Любовалась цыплятами курица:

    Что ни цыпленок – то умница.

В.: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Д.:  Ц

В.: Назовите слова, в которых есть звук ц.

Д.: Цыплятами, курица, цыпленок, умница

В.: Послушайте слово кууурииицааа. Сколько слогов в этом слове?

Д.: Три слога

В.: Правильно, в этом слове три слога. А в слове умница сколько слогов?

Д.: Тоже три

В.: Послушайте еще одно стихотворение, оно называется «Внучка».

      Утром дед спросил у внучки:

      - Почему не моешь ручки?

      Отвечает внучка:

      - Я не белоручка!

В.: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Д.: «Ч»

В.:  Назовите слова, в которых есть звук ч.

Д.: Внучки, ручки, белоручка.

Рефлексия:

- О чем мы с вами придумывали рассказ?

- Чей рассказ мы поместим в Уголок родителей?

- В какую игру мы играли? Как она называется?

- Слова с  какими звуками мы называли?

Конспект

организованной образовательной деятельности

 в старшей группе по теме:

«Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Образовательная область: речевое развитие

Тема: « Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
а) Образовательные:

- связная речь: формировать умение составлять описательные рассказы о временах года с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности, называть характерные признаки; формировать понятия причинно- следственных связей и закономерности в явлениях природы;

 - обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

- словарь и грамматика: учить называть отличительные признаки времен года, воспитывать умение задавать и отгадывать загадки;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука «у»;

б) Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
в) Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любознательность

Интегрированная задача: закреплять представления детей о характерных особенностях времен года.
Средства: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка; шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, фрукты, ягоды, насекомые, животные, птицы).
Ход занятия
Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В.: Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негритенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
В.: Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
В.: Ребята, скажите, сколько у нас времен года?

Д.: Четыре

В.: Назовите их.

Д.: Весна, лето, осень, зима

В.: Четыре времени года проходят, значит проходит…

Д.: Один год
В.: А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
В.: Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега налило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)

В.: Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима

Д.: Холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая.

В.: Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.


В.: Что на ней изображено?
В.: Буква «З» - обозначает что?

Д.: Настала зима
В.: Тучка?

Д.: Небо скрыто темными тучами.
В.: Снежинки?

Д.: Часто идет холодный снег.
В.: Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
В.: Снеговик?

Д.:  Лепят из снега снежки и снежную бабу.
В.: Коньки, санки?

Д.: Катаются на коньках и санках
Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.

В.: Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка?

Д.: у-у-у

В.: Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
В.: Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
В.: Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)

В.: Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.


В.: Буква «В»- обозначает, что настала весна.
В.: Солнце?

Д.: Пригревает сильней и становится тепло.
В.: Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
В.: Девочки, мальчики, кораблик?

Д.: Дети пускают кораблики по воде.
В.: Деревья, птицы?

Д.: Появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.

В.: А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
В.: Солнце желтое как

Д.: Одуванчик, лимон …
В.: Солнце круглое как

Д.: Мячик, шарик …
В.: Солнце ласковое как

Д.:  Мама, бабушка …
В.: Солнце теплое как

Д.:  Печка, рукавичка …
В.: Солнце яркое как

Д.: Фонарик, лампочка …
В.: Солнце жаркое как

Д.: Костер, огонь …
Катя, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)
В.: Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.


В.: Буква «Л» - настало лето.
В.: Солнце?

Д.: Ярко светит, греет, припекает.
В.: Девочки, мальчики

Д.: Купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.

В.: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
В.: Саша, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)
В.: Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.


В.: Буква «О» - наступила осень.
В.: Солнце за тучку

Д.: Солнце скрыли темные серые тучи.
В.: Зонтик?

Д.: Часто идут дожди, дуют сильные ветры.
В.: Дерево, желтые листья?

Д.: На деревьях желтеют листья.
В.: Много листьев?

Д.: Покрывают красивым ковром всю землю.
В.: Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью?

Д.: Готовятся к зиме
В.: Как готовится к зиме белка?
В.: Как готовиться к зиме заяц?
В.: Как готовится к зиме медведь?
В.: Как готовятся к зиме птицы?
В.: Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки?

Д.: Дупло

В.: Лисы?

Д.: Нора

В.: Медведя?

Д.: Берлога

В.: Волка?

Д.: Логово

В.: Птиц?

Д.: Гнездо
В.: Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
В.: Летом жарко, а осенью …

Д.: Холодно
В.: Летом дни длинные, а осенью …

Д.: Короткие
В.: Летом птицы вьют гнезда, а осенью …

Д.: Улетают на юг
В.: Летом мы собираем ягоды, а осенью …

Д.:  Овощи
В.: Летом мы купаемся в речке, а зимой…

Д.: Катаемся на коньках, лыжах, санках
В.: Летом идут дожди, а зимой …

Д.: Снег
Рефлексия:
В.: Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.
 

Конспект  

организованной образовательной деятельности

в старшей группе на тему:

«Рассказывание на основе личных впечатлений на тему:

«Наши иг

Образовательная область: речевое развитие

Тема: «Рассказывание на основе личных впечатлений на тему: «Наши игрушки».

Интеграция: социально- коммуникативное развитие

Цель:формировать умение у детей описывать внешний вид игрушек.

Задачи: а) образовательные: сформировать представления о разных игрушках;

- Связная речь: учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома.

- грамматика и словарь:закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи сложноподчинённые предложения.

- Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками «с» и «з»  отчётливо и внятно, вычленять эти звуки из слов, слова с этими звуками - из фраз; упражнять детей в умении регулировать силу голоса (произносить фразы и слова громко, тихо шёпотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах – протяжно; учить слышать в словах разные звуки и находить слова с заданным звуком независимо от того, в какой части слова он стоит.

б) Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость.

в) воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, умение за ними ухаживать и убирать на место после игры.

Средства: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза.)

Ход занятия:

В.: Посмотрите, как много игрушек в нашей группе, какие они разные. А если бы все игрушки ушли от нас, как было бы плохо!

В.: Саша, какая твоя любимая игрушка? Покажи её нам.( Мальчик показывает игрушку, дети рассматривают её.)

В.: Кто расскажет об этой игрушке? Какая она? Как можно играть с ней? Расскажите об этой игрушке. Аналогично рассматриваются другие игрушки.   (Опрашиваются трое детей.)

В.: А теперь расскажите о своей любимой игрушке. Надо рассказать о ней так, чтобы другие дети, не видя её, поняли, как она выглядит и как с ней можно играть.

Если дети затрудняются, воспитатель даёт образец описания с показом игрушек.

 В.: Когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка. Догадайтесь, кто это? ( Показывает, как котёнок умывается и мяукает.)

В.: О ком я загадала загадку? Кто это?

Д.:  Котёнок.

В.: Своего котёнка я всегда называю ласковыми именами.  Какими?

Д.:  Котик, котишка,  коток,  котенька, котёночек.

( В случае необходимости воспитатель даёт  подсказку, произнося начальные слоги слова.)

В.: Посмотрите, какие у меня ещё есть игрушки. ( Выставляет на стол игрушки – собаку, слона, лису, зайца, козу.)

В.: В названиях этих игрушек есть знакомые вам звуки «с» и «з». Я буду показывать на какую-нибудь игрушку, а вы будете называть её так, чтобы хорошо был слышен звук «с» или «з».

Д.: Сссобака, ссслон… (Если дети затрудняются в произнесении, воспитатель даёт образец.)

Воспитатель оставляет на столе две игрушки – собаку и зайца.

В.: Какой первый звук в слове собака?

Если дети не называют звук «с», воспитатель предлагает произнести слово протяжно. Аналогичный вопрос задаётся при показе зайца.

В.: Назовите слова, в которых есть звук с (а). ( Дети отвечают).

Физминутка

В.: Послушайте чистоговорку: са - са - са залетела к нам оса. Скажем все вместе, на одном выдохе. ( Затем предлагаем  одному  ребёнку повторить чистоговорку на одном выдохе громко, другому тихо.) Такие же задания дети выполняют при повторении чистоговорок:

В.: Су-су-су в лесу видели лису;

За – за –за прилетела стрекоза;

Зу – зу – зу  мы поймали стрекозу.

Можно предложить произносить чистоговорку по- разному: одним детям громко, другим тихо: одним с вопросительной интонацией, другим восклицательной.

В.: Отгадайте загадки. «Бел, да не сахар, ног нет, а идёт».

Д.:  Снег.

В.:  Почему вы думаете, что это снег? ( Дети отвечают.)

В.: « Зимой белый, летом серый».

Д.:  Заяц.

В.:  Почему заяц?

В.: Произнесите громко и протяжно звуки «с» и «з»  в словах снег, заяц. 

( На прогулке дети учат загадки про снег и зайца.)

Следующую часть занятия воспитатель в том случае, если останется время.

В.: Соня кормит собаку. В каких словах есть звук «с»?

Д.: Соня, собака.

В.: Зоя даёт зайцу морковку. В каких словах есть звук «з»?

Д.:  Зоя, зайцу

Если дети затрудняются выделить звуки, воспитатель просит ребят произнести слова громко и протяжно. ( Сссоня, сссобаку.)

В.: Послушайте и повторите скороговорку: У маленькой Сони санки едут сами. ( Дети повторяют скороговорку по- разному.)

В.: А сейчас скажем скороговорку «Видит волк козу, забыл и грозу» сначала громко, затем тихо, и шёпотом.

В. Мы с вами позанимались с нашими любимыми игрушками и теперь надо их расставить на свои места. Почему мы их ставим на место? ( в группе должен порядок, надо бережно относиться к  игрушкам)

Рефлексия: обобщающая беседа по вопросам:

- Что вы делали сегодня?

- Чему научились? Чем понравилось заниматься? (ответы детей)

 

 

Список использованной литературы:
1. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/ Творческий центр Москва «Сфера»- 2010;
2. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) /Под редакцией О.С. Ушаковой/ Творческий центр Москва «Сфера» -2005;
3. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»/Москва: Издательский центр «Вентана-Граф»- 2011.


Проектная деятельность «Учимся говорить красиво»

Цели и задачи проектной деятельности:

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (старшая группа).

Задачи:

1.Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразным дидактическим материалом.

2.Разработать перспективный план работы кружка.

3.Осуществить взаимодействие с родителями и воспитателями с целью обогащения речевой активности детей.

4.Развивать речь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать словарь.

5. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы (по плану и образцу), рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинам; развивать умение составлять описательные рассказы.

Вид проекта: познавательный.

Срок реализации проектной деятельности: долгосрочный с октября 2017 по май 2018 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (10 человек).

Форма работы: совместная деятельность детей с учителем-логопедом.

Время проведения: один раз в неделю, продолжительностью - 30 мин.

Ожидаемые результаты:

-дети знают алгоритм составления рассказов по картине, по серии сюжетных картин, умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-значительно увеличился словарный запас;

-повысился уровень речевого развития детей;

-умеют использовать монологическую и диалогическую формы речи;

-активизировалась познавательная деятельность детей;

-повысился интерес к занятиям.


План проектной деятельности «Учимся говорить красиво»

Срок

Тема

Содержание работы

Работа

с родителями, и воспитателями

 Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей

Ноябрь

 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии («Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня»).

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Круглый стол для родителей «Развиваем речь, играя»

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Январь

Чтение и обсуждение, пересказ сказок

В. Сутеева

Обучение связному пересказу с последовательным изложением событий. Беседа по вопросам. Составление мнемодорожек к рассказу.

Февраль

Составление рассказов по картине «Ежи».

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память

Проведение семинара-практикума для педагогов

Март

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание

Проведение открытого занятия для педагогов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Апрель

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок на новый лад».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки детям младших групп.

Май

Конкурс чтецов. С участием родителей

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».


Сказкотерапия:  «Непослушный Ваня»  (старшая группа)

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция: социально-коммуникативное развитие

Цель:формирование умение помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного героя.

Задачи: а) образовательные: учить припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции;

Подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса

реплики героев;

Знакомить с фразеологизмами и образными выражениями;

Учить передавать ритмизацией движения героев сказки;

Подводить к выразительной передаче в мимике и движениях

эмоциональных состояний героев;

б) развивающие: развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

в) воспитательные: воспитывать любовь к сказкам

Интегрированная задача: закрепить правила поведения с незнакомыми людьми.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Непослушный Ваня»

Текст  сказки.

Жили-были в одной деревне матушка, сыночек Ванечка, да

корова Буренка. Каждый раз матушка говорила: «Не ложись спать на

травушку-муравушку, а то потеряется наша коровушка». Ваня не слушал

матушку.

Как-то раз, выгнал он Буренку в чисто поле, а сам лег спать на травушку –

муравушку и заснул сладким сном. Откуда ни возьмись, серый волк бежит.

Видит – корова гуляет. Решил он в темный лес Буренку заманить и там

съесть. Подкрался волк и говорит: «Идем, Буренка, покажу тебе, где трава

вкусная растет».  «нет, не пойду», - отвечает Буренка.  Волк опять за свое:

«Идем Буренка, покажу тебе,  где ручей с чистой водицей течет».  «Нет, не

пойду», - отвечает Буренка. Призадумался волк, как Буренку в лес заманить.

Взял хлебушка душистого,  отломил кусочек, зовет Буренку, да

приговаривает: «Идем, Буренка,  угощу тебя хлебушком».

Так кусочек за кусочком, шаг за шагом и пришла она  к лесу. Тут рыжая

корова и поняла, что волк обмануть её хочет. Замычала корова громко: «Му-

му-му!» волк так испугался, что на силу ноги унес. Услышал это ванечка,

побежал, воротил корову. А дома признался маменьке, да покаялся: «Прости

меня, маменька, прости непослушного». Улыбнулась маменька, обняла сына

и говорит: «Вот тебе дудочка, бери её в чисто поле. Будет она играть, да спать

не давать. Теперь, если услышите, что в поле дудочка играет, так это Ваня

Буренку пасет.

Ход ООД

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А хотите отправиться в гости к 

сказке? А на чем можно отправиться в путешествие? (на ковре самолете, на

машине, на воздушном шаре, на коне, на поезде и т.д.)

Воспитатель:  Давайте поедем на поезде. Занимайте места, в вагонах, поезд

отправляется. (Ту – ту – у – у).

Воспитатель: нам встретился тигр, давайте поздороваемся с ним на его языке

(Р- р – р - р ).

-А вот бежит волк.  Как он воет?  (У – у – у – у).

-Посмотрите, змея ползет. Поздоровайтесь с ней (Ш – ш – ш – ш – ш).

-Вы слышите, кузнечик трещит? Ответьте ему (тр –р -р – тр –р – р).

-Прислушайтесь, птичка свистит. Ответьте ей (С – с – с – с – с).

Ой, а это что? Препятствие? Дальше поезд не проедет, придется пешком идти

и препятствия на пути преодолевать. (Дети проползают по тоннелю,

перепрыгивают через бревна, шагают по кочкам).

Воспитатель: вот мы и на сказочной поляне, а вот какая это сказка вам нужно

отгадать. (Детям показывается игрушка коровы, волка и мальчика). В какой

сказке есть такие герои?  (Непослушный Ваня).

Звучит спокойная музыка, дети садятся на стулья и слушают её.

Воспитатель: какая по  настроению эта музыка?  (спокойная, тихая, плавная).

Воспитатель: а что могло происходить под эту музыку в сказке?  (Ваня

заснул, Буренка гуляет по полю).

Воспитатель: как бы вы показали спящего Ваню?

Пантомима «Сон».

Мышцы на лице расслаблены, глаза закрыты, на лице легкая улыбка, ладони

под щекой.

Воспитатель: А что было в сказке дальше?  (Выбежал из леса волк).

Воспитатель:  Каким голосом можно озвучить волка?  (хитрым, низким,

ласковым). 

Попробуйте заманить корову в лес как волк. Дети по очереди произносят

слова: «Идем, Буренка, покажу тебе, где трава сочная растет».

«Идем, Буренка, покажу тебе,  где вода чистая течет».

«Идем, Буренка, я тебя хлебом душистым угощу».

Воспитатель: А теперь покажите без слов, как волк заманивает корову.

Пантомима «Заманивание»

Наклонить туловище, голову слегка повернуть набок, сделать хитрые глаза,

легкую улыбку и размашистыми движениями руки подзывать к себе корову.

Воспитатель: А корова сразу согласилась пойти с волком? (нет)

-А что она говорила?  ( Нет, не пойду).

-А как она могла показать отказ?  (Дети показывают движениями отказ).

Пантомима «Отказ»

Руки поставить на пояс. Брови сдвинуть, сделать сердитое лицо. Мотать

головой из стороны в сторону.

Дети слушают тревожную музыку.

Воспитатель: Что могло происходить в сказке под эту музыку?

( Буренка испугалась, волк убегал от страха).

Воспитатель: Покажите движениями, как корова испугалась, и как волк

убегал от страха.

Пантомима «Испуг»

Руки развести в стороны, ладонями вверх, плечи приподнять.  Брови поднять,

глаза округлить.

Пантомима «Страх»

Голову втянуть в плечи, обхватить плечи руками. Глаза зажмурить, брови

сдвинуть).

Воспитатель: Давайте успокоим нашу Буренку.

(Дети выполняют упражнение на успокоение.  Ребята встают в круг,

берутся за руки,  делают шаг в круг, поднимают руки вверх – вдох. Делают

шаг назад, руки опускают вниз – выдох. 3 – 4 раза ).

Воспитатель: Авы чего-нибудь боитесь? (Дети рассказывают о своих страхах)

Воспитатель: Ребята, если вам когда-нибудь будет страшно или вы будете 

волноваться, сделайте это упражнение,  и вы успокоитесь.  (Дети выполняют

опять упражнение 2-3 раза).

Воспитатель: А чем заканчивается сказка? Почему мама не стала ругать

Ваню? Что она ему подарила и зачем?

-Почему так назвали сказку? Что бывает с непослушными детьми? Какую

ошибку сделала Буренка?

Воспитатель: А как нужно поступить, если к вам на улице подойдет чужой

человек и позовет вас куда-нибудь или даст что-нибудь?

(Ответы детей на тему безопасности жизни).

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи».

-Ваня уснул не просто на траве, а на  (травушке-муравушке).

-Буренка гуляла не просто в поле, а в  (чистом поле).

-Волк не просто убегал, а на (силу ноги унес).

-Как Ваня просил прощения  (прости меня маменька, прости неразумного).

Игра «Угадай по движению»

Дети встают в круг и под музыку передают игрушку, на ком музыка

остановится, тот выходит в круг и показывает пантомиму из этой сказки,

а остальные дети угадывают, кого он показал, и что этот герой делает.

Воспитатель: А вы любите сказки? А какая сказка у вас самая любимая?

(Дети произносят название сказок).

Воспитатель: А у меня тоже есть сказки, вот только герои этих сказок

перепутались, помогите им найти свою пару.

(Дети получают  по одной картинке с героем сказки, а вторую картинку им

нужно найти и сложить из них пазл.  В итоге дети называют сказку,

которую они собрали).

Воспитатель: У меня к вам есть просьба. Возьмите фломастер и нарисуйте на

бумаге своё настроение.  (Дети рисуют свое настроение и озвучивают, какое

оно).

Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Вам понравилось

путешествие? А в какой сказке мы побывали?

Воспитатель: В сказке интересно, но нам пора возвращаться.

Сказкотерапия «Зайка-зазнайка»

Задачи:

1. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.

2. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость и т.д.).

3. Закреплять умение передавать ритмизацией движения героев (зайка прыгает, лисичка бежит, медведь идет и т.д.).

4. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (птица тушит пожар, отдых на солнышке и т.д.).

Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний (хвастовство, пробуждение, испуг и т.д.).

Словарная работа: зайка-зазнайка, задирать нос, душа в пятки ушла.

Предварительная работа: чтение сказки «Зайка-зазнайка», ритмизация образа героя, слушание музыкальных отрывков к упражнениям на напряжение и расслабление мышц, пантомимические этюды «Хвастовство», «Пробуждение», «Испуг».

Средства:О.А.Шорохова «Играем в сказку», М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Ход занятия

  Педагог встречает детей под спокойную музыку, рассаживает полукругом и предлагает поиграть в игру «Назови имя соседа ласково».

  А теперь поиграем в игру «Театральная разминка».

Раз, два, три , четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису,

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(жесты, мимика)

– Что такое мимика, друзья? (выражение нашего лица)

– Верно. Ну а жесты? (это движения). Все правильно. Молодцы!

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, и героя

Хочу вам показать.

Его я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать!

 – Ребята, посмотрите, из какой сказки пришел к нам зайка? Правильно, «Зайка-зазнайка». Вот сегодня я предлагаю вам рассказать эту сказку с помощью мимики и жестов. Но сначала скажите, почему сказка называется «Зайка-зазнайка»? (Зайка гордился тем, что он самый быстрый и выше всех прыгает). Правильно.

 – Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий». Зайка только и делал, что задирал нос. Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

  Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Зайка-зазнайка»; читает предложения 1 – 3). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как зайка быстро бегал и высоко прыгал.

Упражнение на ритмизацию «Движение героев сказки»

  Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизуют образ героя: легко, быстро, высоко поднимая пальцы рук – прыгает зайка.

Воспитатель (читает предложения 4 – 6).  В сказке говорится про зайку, что он задирал нос. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому? (важничал, хвастался, гордился). Как бы вы сыграли хвастливого зайку? Какое лицо было у зайки: грустное или веселое? У него голова опущена или поднята? Попробуйте похвастаться гордо, важно, как зайка: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

Этюд «Хвастовство»

  Дети изображают радостного и хвастливого зайку: улыбка на лице, смотрит прямо перед собой, грудь выпячивает вперед (дети выполняют задание педагога).

Воспитатель (читает предложения 7 – 8, 9 – 10). Ребята, встанем в круг и покажем солнышко: сначала, когда оно только просыпалось, затем, как оно ярко сияет высоко в небе.

Этюд «Пробуждение»

«Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар!». Ребята, какими бы голосами вы озвучили слова лесных жителей: большого медведя и испуганной лисички-сестрички? Попробуйте испуганно прокричать низким голосом, как медведь и звонким голосом, как лисичка-сестричка: «Пожар! Пожар!».

  Дети встают в узкий круг, держатся за руки и присаживаются, изображают просыпающееся солнышко. Далее ребята расширяют круг, встают, поднимают руки, имитируя яркое солнышко высоко в небе (дети выполняют задание педагога).

Воспитатель (читает предложения 11 – 19). Ребята, как бы вы сыграли испуганного зайку? Какие у него глаза: широко открыты или прищурены?

  Дети. Широко открыты.

  Воспитатель. Зайка гордо и прямо стоит или весь съежился и дрожит от страха?

Пантомимический этюд «Испуг»

  Дети изображают испуг: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вздернуты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

  Воспитатель (читает предложения 17, 18). Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните что делала в сказке птица.

(Дети слушают музыкальный отрывок из DieWalkureRideAkt 3 Р. Вагнера).

Какое настроение передает эта музыка: веселое, спокойное, напряженное или грустное? Какой темп музыки: быстрый или медленный?

  Дети. Музыка напряженная и быстрая.

  Воспитатель. Правильно. Вспомните, что могло происходить в сказке под напряженную и быструю музыку: светит солнышко или птица тушит пожар?

  Дети. Птица тушит пожар.

  Воспитатель (читает предложения 19 – 22). Ребята, давайте под музыку покажем, как птица тушила пожар. Представьте, что вы добрая, большая птица, которая хочет помочь лесным жителям.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

  Под отрывок DieWalkureRideAkt 3 Р. Вагнера дети изображают птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают водой горящее дерево. Под «Балетную сюиту» А.К. Глазунова дети встают полукругом, расслабляют мышцы губ и носа, подбородок вытягивают вперед, глаза оставляют полуоткрытыми, имитируя отдых на солнышке.

Текст сказки «Зайка-зазнайка»

  Жил-был зайка (1). У него были длинные ушки и маленький хвостик (2). Зайка быстро бегал и высоко прыгал (3). Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий» (4). Зайка только и делал, что задирал нос (5). Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий» (6).

  Однажды лесные жители грелись на солнышке (7). Было жарко (8). Вдруг лучик солнца попал в дерево (9). Звери закричали: «Пожар! Пожар!» (10). Прибежали медвежата к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый (11). Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар» (12). Прибежали лисички-сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка ты самый ловкий, ты самый быстрый (13). Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар» (14). Зайка так испугался, что душа в пятки ушла (15). Прижал он хвостик и спрятался за пенек (16).

11 февраля 2019 в 13:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.